Дело о наличии места священника в церкви с. Третьяково-Волково
История церковного прихода на стыке эпох
1918 год. «Мело, мело по всей земле, во все пределы» – в Енинский край заметало отголоски прогремевших революций, первых советских декретов, Брест-Литовского мирного договора. События, встречающиеся на страницах учебников, неуклонно влияли и на округу села Третьяково. Они изменяли привычный уклад жизни деревни, на селе появлялись новые идеи, чувствовались веяния из большого мира. Под давлением такого количества факторов любое в прошлом ординарное событие могло превратиться в знаменательный исторический эпизод. Такая история имела место в селе Третьяково Вяземского уезда, где в 1918 году пришло время назначать нового причта…
На 1917 год священником в селе Третьяково (Волково) являлся Иоанн Яковлевич Строганов, назначенный на эту должность ещё в 1909 году1. В Третьяково находилось две церкви во славу Преображения Господня – деревянная, 1771 года постройки, и кирпичная, возводившаяся с 1902 по 1908 год. В ансамбль кирпичной церкви входил двухэтажный дом причта, в котором помимо жилья священнослужителей была и церковно-приходская школа. Приход состоял из деревень Енино, Бородино, Горлово, Малое Алфёрово, Куракино, Кононово, Алфёрово Большее, Уварово, селец Голочёлово и Косняковка.
Из примечательных событий в приходе за 1917 год можно отметить пожертвование, сделанное в пользу церкви землевладельцем сельца Голочёлово Алексеем Яковлевым. За дар двух священнических облачений ценою в 250 рублей Яковлеву было преподано Его Преосвященством архиепископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием архипастырское благословение2.
Последнее упоминание о священнике Иоанне Строганове можно найти в Смоленских Епархиальных Ведомостях в связи с награждением его скуфьёй3. После этого сведения о Строганове теряются, а к 1918 году священническое место в селе Третьяково становится вакантным.
23 февраля 1918 года4 Архиепископу Феодосию было направлено прошение священника Иоанна Васильевича Станкевича:
«Резолюцией Вашего Преосвященства от 20 февраля 1916 года я был временно назначен отправлять священнические обязанности при Тихвинской г. Смоленска церкви по случаю болезни протоирея Николая Козловского /ныне умершего/. В настоящее время при выборном начале на место умершего протоирея Козловского избран священник Сергей Селезнёв, который и вступил в отправление священнических обязанностей с 21-го декабря 1917 года. Со дня его вступления в должность я остался без места. Семейство моё состоит из 7 душ, а именно меня, больной жены, и 5-ых дочерей, из которых старшая состоит учительницей земской школы в Смоленском уезде, трое учатся в Епархиальном женском училище, пользуясь пособием от совета училища, а младшая обучается в сельской школе.
Находясь в настоящее время в крайне стеснительных материальных обстоятельствах, осмеливаюсь всепрокорнейше просить Ваше Преосвященство определить меня временно отправлять священнические обязанности при церкви села Третьяково Вяземского уезда<...>».
На прошение была наложена резолюция архиепископа:
«Священник И.Станкевич назначается временно исправляющим священнические обязанности в церкви с. Третьякова впредь до избрания штатного священника.5»
Через два месяца после назначения на должность, 30 апреля 1918 года Иоанн Васильевич вновь направил прошение на сей раз церковно-приходскому совету, организованному в Третьяково.
Приходские советы, возникшие в 1918 году, были совещательными органами, руководившие жизнью прихода: «Но в большинстве случаев <...> [они] или бездействуют, или направляют свою деятельность на борьбу с членом причта <…>. Это - нездоровая деятельность, объясняемая отчасти, переживаемым нами смутным временем6», – писали Смоленские Епархиальные Ведомости.
Временно исполняющий обязанности третьяковского причта имел честь всепокорнейшее просить «церковно-приходской совет ходатайствовать пред Его Преосвященством Преосвященнейшим Феодосием <…> об утверждении штатным священником».
Однако в данный период Станкевич уже был не единственным, кто прошение о причислении к Третьяковской церкви: 26 февраля просил о месте причт Антоний Оглоблин, свою кандидатуру на выборы штатного священника выставил Владимир Соколов, 12 марта подал прошение Фёдор Скальский, 23 апреля своё сообщение составили и Иоанн Солнцев, а также Пётр Лалонда (12 мая).
Лалонда, назначенный в октябре 1915 года временно исполняющим священнические обязанности в село Чаль Гжатского уезда. После возвращения с военной службы на это место причта Василия Соколова, Лалонда остался «в самом тяжёлом положении и без всяких средств к жизни». В письме он просит направить его либо в Третьяково, либо в село Фёдоровское, остаётся полагать, что именно с этим связано его неучастие в дальнейших событиях.
Под руководством священника села Бессонова благочинного Александра Куркина7 19 мая 1918 года в Третьяково были организованы выборы, в которых приняли участие пять кандидатов:
Фёдор Филимонович Скальский – участник Первой Мировой войны, священник 3-го пехотного Нарвского пехотного полка, попал в германский плен. Возвратился в ряды русской армии после пленения 20 января 1917 года. С 16 марта 1917 был священником в 105-ом пехотном Оренбургском полку, на 22 мая 1917 года болен10. В прошении о внесении его кандидатуры на занятие вакантного места третьяковского причта указывал, что дополнительно к священническому посту был благочинным 27-ой пехотной дивизии русской императорской армии: «С демобилизацией армии согласно декрету Совета народных комиссаров военное духовенство уволено8».
Владимир Соколов – на 1918 год священник села Чоботово Дорогобужского уезда.
Атоний Оглоблин – на 1918 год заштатный священник села Ляхово Смоленского уезда.
Иоанн Васильевич Солнцев – род. 1866 (67?). Рукоположен в диакона в 1889 году. Служил с 1890 года в селе Бизюково Дорогобужского уезда9. За годы Иоанн сменил многие места службы, 03.09.1916 он был перемещён во Владимиро-Екатерининский женский монастырь (Гжатский уезд), где занимал вакансию псаломщика10. В прошении по поводу Третьяково писал: « P.S. Право на занятие места священника я имею, о чём выдано свидетельство за №1323».
В выборах принял участие и временно исполняющий обязанности третьяковского священника Иоанн Станкевич.
«На [организованные] выборы явились 62 прихожанина. После литургии и молебна, а также выяснения [объяснения] избирателям важности самого активного участия, были прочитаны правила замещения священно-церковно-служительских мест в Смоленской Епархии. По прочтении раздались описные протесты против председательствования на приходском собрании Благочинного [Куркина] или кого-либо из уполномоченных, или священников при избрании священнослужителей. Категорически некоторыми было заявлено, что правилам подчиняться не будут. Начальство духовное должно подчиняться нам - народу и советской власти- кричали они. Кроме того было выражено желание, чтобы все лица-кандидаты на священническое место в Третьяково были при избрании на лицо [присутствовали]. А потому ими было решено считать собрание не состоявшимся за его малочисленностью и назначить вторичные выборы на 11 июня старого стиля [24 по новому стилю]. Собрание должно быть под председательством выбранного лица. На собрание домохозяев должны быть лично все кандидаты, для чего о времени избрания известить их через консисторию <…>11».
Выборы, завершившиеся ничем, продемонстрировали бессилие духовенства против народной массы в условиях нового Советского государства. Призывы подчиняться «Народу и советской власти», исходившие от прихожан помимо общей направленности против духовного сословия были адресованы и священнику Куркину, который ещё 10 лет назад участвовал в освящении нового кирпичного третьяковского храма 4 декабря 1908 [21 ноября по ст.стилю].
Однако нельзя не отметить, что причина признания выборов несостоявшимися по «малочисленности», действительно, имела некоторый смысл – на собрание пришло только 62 прихожанина. Для сравнения в одной только деревне Енино на 1917 год числилось 218 человек12.
А почти параллельно с этими событиями Архиепископу Смоленскому и Дорогобужскому Феодосию было подано новое прошение:
«Почтеннейше прошу Ваше Высокопреосвященство назначить меня к церкви села Третьяково Вяземского уезда. 1918г. Мая 16 дня [29 по новому стилю]. Протоирей Василий Каченовский13».
С этим прошением история сделала резкий поворот, не дав возможности провести новые выборы в Третьяково. По решению церковно-епархиального совета протоирей Каченовский был назначен 31 мая священником села Третьяково-Волково Вяземского уезда.
К сожалению, причины, побудившие совет проигнорировать требования прихожан, дату назначенных выборов, прошения других священников, уже кандидатов, непонятны. Остаётся только догадываться, почему было принято такое решение, незадокументированное в ходе делопроизводства.
«За назначением <…> протоирея Василия Каченовского, назначенные советом села Третьяково выборы на 11 июня [24 н.ст.] мною отменяются, и прошения кандидатов при селе возвращаются в совет. Благочинный, Протоирей Александр Куркин. 1918 года июня 5 дня [18].»
«Дело о назначении священника в с. Третьяково за назначением туда протоирея Каченовского прекратить» – гласила реляция, с которой новому третьяковскому причту было суждено вступить в другую эпоху.
Пройдёт всего 10 лет, и деревянная церковь в Третьяково будет разобрана. Через неполных 25 лет после описанных событий: выборов причта, споров о правилах и подчинении духовенства уже и кирпичный Спасо-Преображенский храм погибнет, взорванный отступающими немецкими войсками. Время почти полностью сотрёт из истории имя Василия Каченовского, и только одинокий третьяковский дом причта выстоит десятилетия забвения, став памятником своим первым хозяевам – священникам.
Поведать об этом случае столетней давности, когда в дело простых выборов вмешались революционные обстоятельства, смогло дело, хранящееся в Государственном Архиве Смоленской Области. Документ под названием: «Дело о наличии псаломщика в церкви с. Третьяково Вяземского уезда за 1918 год», действительно, открыло путь к истории Енинского края, хотя в нём совсем и не говорится о псаломщике...
Игорь Рыжов (Енино).
Примечания:
1 Смоленские Епархиальные Ведомости (далее- СЕВ) 1909. №2.
2 СЕВ. №5-6. 1917. С.99.
3 СЕВ. №8. 1917. С.165.
4 К сожалению, не совсем ясно, приведена ли священником дата по новому или по старому стилю.
5 ГАСО.Ф.48.Оп.1.Д.3025.Л.1-1(об).
6 СЕВ.№3-4. 1918. С. 44-45.
7 Александр Петрович Куркин- с 1887 года священник села Бессоново Вяземского уезда, кавалер ордена святой Анны 3 степени.
8 РГВИА. Картотека бюро учета потерь в Первой мировой войне (офицеров и солдат). Ящик: 7519-С.
9 СЕВ. №14. 1890. С.630.
10 СЕВ.1916. №17.отдел официальный. С.503.
11 См.пункт 4. Л.3-3(об).
12 ГАСО.Ф.Р-653.Оп.8.Д.160. Подворная статистическая перепись по Вяземскому уезду Городищенской волости селениям на букву "Е", 1917 год. 183 человека находились в деревне, 33 на фронте, двое не в Енино.
13 Василий Каченовский- в 1907 году значился священником села Рубихино Юхновского уезда. Согласно Смоленским Епархиальным Ведомостям (№20. 1907 год. С.443) 15.10.1907 по ст.стилю Каченовский поменялся священническим местом с Александром Зверевым (с.Ульхово Духовщинского уезда), однако позже епархиальным руководством было принято решение об оставлении священников на занимаемых должностях (СЕВ. №22. 1907. С.476). В Рубихино Василий Каченовский продолжал служить и в 1917 году. По информации издания "Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде" Василий Каченовский к 29 июня был удостоен награждения саном протоирея (1917. №38/39.С.346).