Предыстория
Война прошлась по нашей семье, как и по многим другим семьям Советского Союза, оставив свой кровавый след. Трое: братья отца Ариан и Гурий Носковы и двоюродный брат моей матери Илья Шварц, пропали без вести (так считали долгое время их близкие). Имя моего двоюродного брата Ингвара Першикова высечено на братской могиле в поселке Пилдас в Латвии, а на самом деле он умер уже после войны в возрасте 62 лет. Каждый год Ингвар лежал в госпитале, где из него извлекали осколки. Но это отдельная трагическая история.
Не так давно, года четыре назад, я предпринял розыски, используя сайты «Память народа», «Подвиг народа» и разного рода запросы, в результате которых сначала отыскал братскую могилу Ильи Израилевича Шварца, а в 2021 году и захоронение Ариана Федоровича Носкова. К сожалению, никаких следов Гурия Федоровича, кроме извещения о том, что «считать пропавшим без вести с сентября 1941 года», обнаружить не удалось.
Могила дяди Ильи, которую я отыскал первой, оказалась в поселке Алферово Сафоновского района Смоленской области. Когда в 2019 году я приехал на несколько часов в Алферово из Москвы, меня встретили директор местной школы Валентина Викторовна Ставер и учитель Наталья Евгеньевна Кадетова. За то немногое время, которое мы пробыли около могилы, я ощутил бесконечную душевность этих людей, как и других жителей Алферово, с которыми столкнулся в этот день. Мне запомнились и рассказы бабушки Полины, которая, хотя и была ребенком во время войны, с волнением пересказывала мне воспоминания о войне со слов своей матери, и гостеприимный дом Натальи Евгеньевны.
Та поездка в Алферово оказала на меня такое большое впечатление, что, когда я задумал «передать» захоронения внучке Машеньке, то есть посетить могилы дяди Ильи и дяди Ариана, я рассчитывал, что посещение Алферово тоже произведет на нее глубокое впечатление. Впечатление, если не от святости захоронений (в 16 лет трудно этого ожидать), то от встречи с алферовскими жителями.
Братская могила в Алферово
Как и в прошлый раз нам пришлось переночевать в Вязьме, чтобы добраться до Алферово. Маша, всю жизнь прожившая в крупном промышленном центре, с некоторым недоумением восприняла Вязьму как город. Что поделать? Плохое знание истории России, истории Великой Отечественной войны, наверное, характерно для нынешних школьников. Я очень надеюсь, что со временем понятие «старой смоленской дороги», фамилия генерала Ефремова и старинные православные святыни, станут естественными для ее внутренней культуры.
С волнением я ожидал момента, когда электричка прибудет на станцию Алферова. Но двери открылись, я увидел добрые, хорошие лица Валентины Викторовны и Натальи Евгеньевны, и успокоился. Мы обнялись как самые близкие люди. Машу, как она призналась уже дома, буквально ошеломило то, что незнакомые ей прежде люди ласково обнимали и тискали ее, как дорогую внученьку, и на перроне, и в по-прежнему гостеприимном доме Натальи Евгеньевны чуть позже. Честное слово, родных не всегда так встречают!
Мы все вместе прошли к мемориалу. Меня и в прошлый раз поразила красота места. Большой сквер с высокими липами, созданный по инициативе прежнего директора школы силами учеников, а в центре молчаливая фигура каменного солдата и две плиты с именами павших. Все чисто, прибрано. Видно, что для школьников Алферова далеко не все равно, как выглядит это скорбное место. Постояли, помолчали, сфотографировались на память и Валентина Викторовна предложила пройти и посмотреть школу. Спи спокойно, дядя Илья!
Небольшое двухэтажное здание, чистое, аккуратное, с остатками еще советских витражей, которые поразили Машу. На втором этаже два помещения отведены под школьный краеведческий музей. Я косвенно причастен к музейному делу, поэтому скажу, что собранные там материалы от палеонтологических окаменелостей, через предметы старинного, возможно дореволюционного быта, через реликвии гражданской и отечественной войны и до наших дней, достаточны для вполне приличного музея районного масштаба. Как-то сразу от музея к братской могиле протянулась ниточка мыслей: вот так, наверное, и воспитывается патриотизм. Через культуру и историю родного края, через память о войне. Жаль, что в школе немного, чуть более 20, учеников.
Очень не хотелось покидать Алферово, расставаться с его прекрасными людьми, но планы путешествия вели нас дальше.
Братская могила в Бабаево
Сайт «Память народа» постоянно выкладывает все новые и новые документы. Именно из этого сайта, после сравнительно недолгих поисков, я узнал, что Ариан Федорович захоронен в братской могиле на городском кладбище города Бабаево. Всего по данным «Учетной карточки воинского захоронения» здесь похоронены 490 солдат и офицеров Красной Армии.
Проще всего оказалось добираться до Бабаево из Петербурга и обратно на поезде. Дорога в одну сторону занимает примерно 6 часов.
Бабаево – небольшой городок, райцентр в Вологодской области, с примерно одиннадцатью тысячами жителей. Это узловая железнодорожная станция, поезда на которой стоят по 35 – 40 мин. Поэтому первые несколько встречных оказались пассажирами стоящих поездов. Но и местные жители с трудом поняли, что я разыскиваю. Тем не менее, одна дама подсказала нам как доехать до кладбища и найти могилу. Услышав мои вопросы, здоровенный и очень благожелательный азербайджанец предложил свою машину для поиска захоронения. И действительно, примерно через 10 – 15 минут я увидел знакомую мне по снимкам в интернете скульптурную группу. Таксист, согласился нас подождать.
Плита с фамилией и инициалами нашлась сразу. Положил цветы и слезы хлынули из глаз. Я плакал и по нему, и по всем неоплаканным там ребятам. А их там много... Маша насчитала 12 плит с фамилиями. И кто поминает их? В Алферове хотя бы дети, приходящие убрать к празднику территорию, нет, нет, да прочитают фамилии захороненных. А здесь видно пришли власти и ветераны к 9 Мая, возложили венки и … зарастай все травой. Правда, сама скульптурная группа в идеальном порядке. Так что, может быть, я и не прав.
Что еще там делать? Ничем и никому уже не помочь давно. Только свечку поставить и за Ариана, и за всех тех, кто рядом с ним лежит.
Недалеко от вокзала стоит бабаевский храм, перед ним, на церковном дворе статуя. Я подошел, прочитал: Преподобный Гурий Шалочский. Снова дрогнуло сердце. Какая-то мистическая цепочка от Ариана к Гурию протянулась. Это же надо!
Михаил Валерианович Носков,
07 июля 2022