Продолжаем подводить итоги ушедшего 2020-го года.
По иронии промысла 2020-й год ознаменовался тремя совершенно независимыми событиями:
- Наконец-то удалось обнаружить в лесу рядом с деревней Высоцкое забытую могилку учительницы младшей школы Серафимы Викентьевны Яковлевой. Это произошло 1 января 2020 г.. 10 лет не удавалось найти дорогу к этому месту;
- Пользователь сайта из Новосибирска – Новосельцев Николай Фёдорович, прислал старое фото церкви с надписью «Голочёлово», которое долгие годы хранилось в его семейном архиве. Первое письмо от Николая Фёдоровича пришло 17 апреля 2020 г.;
Владельцы фотографии знали, что люди на снимке перед церковью – это представители семьи Яковлевых из Голочёлова. Следовательно, они доводились родственниками учительнице Серафиме Викентьевне – дочери вяземского мещанина, который имел дом в Голочёлове. Проблема заключалась в том, что в сельце Голочёлове, где издревна располагались дома помещиков, церкви никогда не было. Не было похоже здание церкви и ни на одну из известных церквей вокруг Голочёлова.
- Ровно через два месяца (17 июня 2020 г.) житель деревни Третьяково случайно обнаружил чугунную плиту, на которой была надпись: «Дворянинъ Милетiй Петровичъ Грековъ умеръ 28 августа 1891 года Житiя его было 64 года Миръ праху его».
К концу года все разрозненные факты сложились в единую картину прошлого. И эта картина может быть очень интересна и тем людям, чьи предки проживали не только в селе Третьяково и сельце Голочёлово, но и в деревнях Кононово, Алфёрово, Куракино, Уварово, Енино, Горлово и Бородино.
Фамилия дворян Грековых известна тем, что они были владельцами Третьякова (Волкова) и Алфёрова (Малое Алфёрово) ещё в XVII и XVIII веках. По переписной книге 1677/1678 г., селом Волковым владел Семен Григорьевич Греков. Тогда в селе строилась вновь церковь Преображения Господня. По всей видимости, за последующие 100 лет эта церковь пришла в ветхое состояние, так как в 1771 году «тщаниями и стараниями» вотчинника села Третьякова капитана Александра Максимова сына Грекова и вкладчика майора Михаила Авдеева, сына Ртищева совместно с прихожанами в Третьякове была построена двухпрестольная деревянная церковь с главным престолом во имя Преображения Господня.
Таким образом, плита оказалась очень важной находкой и заинтересовала специалистов по истории. Благодаря им удалось узнать следующие факты из биографии Милетия Петровича Грекова:
- Сельца Бродина (Бородина) дворянин Милетий Петров Греков умер 28 августа 1891 года в возрасте 64 лет от натуральной болезни и был погребён на старом кладбище села Третьякова священником Александром Белявским и псаломщиком Алексеем Страховым.
- Родился Милетий 10 февраля (крещён 12) 1827 года. Его родителями были порутчик Петр Александров Греков с женою его Стефанидою Михайловою. Крещен приходским священником Димитрием Пашиным с диаконом Василием Поповым, дьячком Тимофеем Бизбелевым и пономарем Феодором Кириловским. Восприемники прихода села Беломира сельца Солопова коллежский секретарь Александр Константинов Молафеев и сельца Некрасова порутчитская жена Настасия Константинова Гарцевичева (Источник: Метрическая книга о рождении, бракосочетании и смерти церкви Преображения Господня с.Волково Вяземского уезда за 1821-1837 годы).
- За год до рождения Милетия у четы Грековых родилась дочь Иулиана: «3 января (крещена 5) 1826 года у порутчика Петра Александрова Грекова села Волкова с женою его Стафанидою Михайловою родилась законно прижитая дочь Иулиана. Крещена приходским священником Димитрием Пашниным с диаконом Василием Поповым, дьячком Тимофеем Бизбелевым, пономарем Феодотом Кириловским. При крещении восприемники были порутчетский сын Вениамин Гарцевич и порутчетская жена Настасия Гарцевичева (источник тот же).
Очевидно, что Петр Александров Греков – это сын капитана Александра Максимова Грекова (устроителя новой деревянной церкви), а Милетий – его внук и, возможно, последний представитель мужской линии дворянского рода Грековых.
В 1838-м году Грековы проживали в сельце Бородино (Бродино): порутчица Стефанида Михайлова Грекова (34 года) и дети её – дочери Матрена (19 лет), Агафья (15 лет), Настасья (13 лет) и сын Милетий 11 лет (Иулианы среди живых детей уже нет).
В Третьякове же домом в то время владел генерал, герой войны 1812-го года, Дмитрий Васильчиков. Было ли имение Грековых описано за долги или произошло что-то иное, но 12 декабря 1843-го года Милетий Греков в возрасте 16 лет поступает на службу канцелярским служителем 1-го разряда в Вяземский уездный суд. Через 4 года и 8 месяцев, в 1848 году, Милетий (Милентий) Петрович Греков оставался служащим Вяземского уездного суда. Согласно Формулярному списку о службе наград за это время он не получал, но и штрафов не имел. У него значилось имение в Вяземском уезде в 45 душ мужского пола. К этому времени он был женат на девице вольного происхождения Александре Власовой и имел дочь Настасью восьми месяцев. Писца 1-го разряда Милетия Петрова Грекова в 1848-м году представили к производству в коллежские регистраторы за выслугу лет. Согласно ревизской сказке 1850-го года Милетию Грекову принадлежали в деревне Бородино 31 душа мужского пола и 31 душа женского пола.
Т.е. наш Милетий Греков являлся современником и сам принадлежал к классу чиновников, описанных в произведении (поэме) Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» (первый том увидел свет в 1842-м году). Годы его юности приходились на эпоху царствования Николая I. Не совершив за свою жизнь ничего значительного по службе, что могло бы остаться в архивных документах, Милетий отошёл в мир иной уже во времена Александра III. Выяснилось, что надгробная плита, напомнившая о дворянах Грековых спустя почти 130 лет, является совсем не надгробной плитой. У найденной чугунной плиты есть непонятные литые "уши" и крепления на обороте.
Оказалось, что надгробие Милетия Грекова – это одна стенка четырехгранной чугунной сборной голгофы, на которой должен был стоять чугунный литой крест. Просто повезло, что найденный фрагмент голгофы оказался с именем погребенного. Как оно должно было выглядеть изначально, можно представить по фотографиям с аналогичных надгробий с Екатерининского кладбища Вязьмы и кладбища села Липецы Новодугинского района. Они совершенно идентичны по оформлению – это типовой вариант надгробия.
30 июня находка из Третьякова была доставлена в Вяземский краеведческий музей. При желании увидеть её можно теперь там.
В процессе поиска информации про дворян Грековых случайно обратили на себя внимание записи в тех же книгах церкви Преображения Господня с.Волково о семье некоего мещанина вяземского Козьмы Яковлева, проживающего в деревне Куракино. И это действительно оказался предок Яковлевых с фотографии, что подтвердили справки, полученные из ГАСО!
Остался вопрос с церковью: что за церковь изображена на фотографии?
На первый взгляд церковь на фото – каменная. Но при ближайшем рассмотрении можно сделать вывод, что за представителями семьи Яковлевых находится деревянная церковь.
На это указывают следующие факты:
- Абсида (алтарный выступ слева, как бы пристроенный к храму, в котором размещается алтарь) явно многоугольная в плане, и на фото можно даже рассмотреть бревенчатые венцы;
- То же самое касается световых и глухих барабанов под куполами, завершающимися крестом. Барабаны представляют собой многоугольники и, скорее всего, сложены из брёвен.
- Слева на фото угадывается дорога, круто поднимающаяся в гору. Удалось найти современное фото Третьякова (2010 г.), снятое с места, где находилась старая деревянная церковь, построенная Грековым. И действительно, дорога, идущая от реки Гжелки мимо берёзовой рощи (где кладбище) в направлении на Малое Алфёрово, очень похожа с этого ракурса.
- Справа на фото можно рассмотреть крышу избы с трубой. Выглядит так, что изба расположена в низине по отношению к церкви, что также соответствует современному ландшафту Третьякова – холм, на котором стоит деревня, спускается к речке.
Справа на фото место, где располагалась старая деревянная церковь в селе Третьяково (май 2010 г.).
Из выше сказанного можно сделать вывод, что фотография из архива потомков мещан Яковлевых из Голочёлова – это на данный момент единственное известное изображение деревянной церкви Преображения Господня села Третьякова (Волкова), возведенной стараниями дворян Грековых в 1771-м году.
Потомкам коренных жителей деревень Кононово, Алфёрово, Куракино, Уварово, Енино, Горлово и Бородино, небезынтересно будет узнать, что история их семей в XIX – начале XX века была скурпулёзно зафиксирована священнослужителями в метрических книгах села Третьяково и хранится теперь в ГАСО. Вот таким образом случайная находка помогла заполнить исторические лакуны по XIX веку: помещики, священники, крестьяне, количество дворов и домов в округе Алфёрова...
А плита оказалась очень интересна не столько биографией «владельца», которая достаточна скромна, а как предмет материальной культуры. Подобных литых чугунных плит в Вяземском музее не было, слишком велик в предыдущие годы оказывался соблазн сдать на лом такую находку.
В преддверии грядущего Рождества Христова эту историю 2020 года можно рассматривать как маленькое чудо открытия прошлого – напоминание от предков о насущной необходимости не отрекаться от своих корней и традиций…
Администратор сайта благодарит Николая Фёдоровича Новосельцева за предоставление материалов из семейного архива, а также Юрия Николаевича Шорина (главного редактора журнала «Край Смоленский») и Юлию Витальевну Петрову (главного хранителя Вяземского историко-краеведческого музея) за помощь и направление на путь истинный в краеведческих поисках. Огромная благодарность жителю Третьякова Андрею Свешникову за сообщение о находке плиты.