Н.К.О.,
Офицер ГШКА
Подполк. Некрасов
13 октября 1943 г.
Штаб ЗАПФРОНТА
Старшему офицеру Генерального Штаба Красной Армии при Штабе Запфронта
Генерал-Майору т.Гарнич
ДОКЛАД
о чрезвычайном происшествии на ст.ВЯЗЬМА 7-8 октября 1943 г.
1. 7.10.43 на ст.ВЯЗЬМА скопилось четыре груженых воинских эшелона, которые в 20.20 7.10.43 противник бомбил внезапным налетом 8 самолетов и при повторном налете в 00.10 8.10.43 – 3 самолетами.
2. В течение светлого времени 7.10.43 на высоте 7000-8000 мт. пролетали одновременно два немецких самолета в районе ВЯЗЬМА, предположительно, разведывательные, в 20 часу в воздухе находились самолеты нашей авиации и, видимо, в это же время появились самолеты противника, следовавшие в район ВЯЗЬМА.
Наблюдением на постах 71 отд. батальона и 10 роты ВНОС, которыми командует майор Соловьев, капитан Багровский и капитан Патеруг, определили наличие самолетов в воздухе только нашей авиации и, не доложив о появлении самолетов противника, в результате, 8 самолетов противника начали бомбить в 20.20 ст.ВЯЗЬМА, без своевременного обстрела их нашими зенитными средствами. Обстрел зенитчики начали лишь после того, когда немецкие самолеты сбросили бомбы на ст.Вязьма и пошли на следующий заход. Первая серия бомб попала в цистерны с горючим, стоящим на ст.Вязьма, цистерны взрывались – горел бензин, а от взрыва и горения бензина загорелись стоящие рядом вагоны с боеприпасами и продовольствием; возникли взрывы снарядов на станции; люди, находящиеся на станции и в вагонах в панике разбегались в разные стороны.
Работники З.К.У. и железнодорожники ст.Вязьма растерялись и меры к выводу уцелевших вагонов сразу не приняли, а приступили к ним лишь через час после начала возникновения взрывов и пожара, этим допустили разрушение поездов, несвоевременно поданы паровозы и произведена отцепка уцелевших вагонов.
3. Головные участки пути Западного Фронта оказались:
а) забиты воинскими эшелонами и многие эшелоны не разгружались , простаивали на путях при подходе к армейским базам, ожидая новых распоряжений для передислокации баз.
б) Восстановление путей, разрушенных противником, по плану не выполнялось, а Зам. Начальника военных сообщений Запфронта полковник МОЛДОВАНОВ доносил о готовности путей в то время, когда некоторые из них ещё не были готовы.
Начальник ВОСО Запфронта генерал-майор технических войск т.ДОБРЯКОВ планировал транспорт на загрузку путей, доверяя докладам МОЛДОВАНОВА, не проверив фактическую готовность путей на прием транспортов. В результате чего 7.10.43 г. первоочередные эшелоны с боеприпасами и горючим ДОБРЯКОВ приказал принять на ст.ВЯЗЬМА, не зная о возможности продвижения их на головные армейские ж.д. участки. Комендант ж.д. участка ст.ВЯЗЬМА подполковник ШЕРЕНЕВ, его заместитель капитан СТРУКОВ и Начальник ст.ВЯЗЬМА ДИКИЙ, все эшелоны приняли на станции, загрузив пути и меры к продвижению и рассредоточению эшелонов не приняли, хотя имели возможность некоторые эшелоны отвезти на запасные пути, в частности Новоторжской и Вязмы-Киевской. Не обращая внимание на разведывательные полеты противника днем 7.10.43, они в силу этого самоуспокоились, не приняли мер по разгрузке путей узловой станции, ограничиваясь докладами зам.начальника продвижения войск полковнику ПОВОЛОЦКОМУ, Нач. ВОСО Запфронта генерал-майору ДОБРЯКОВУ, а последние также ограничились принятием докладов к сведению, не проявив никакого предвидения о возможности действий авиации противника.
4. На станции с 28 июля находилось имущество 157 батальона аэродромного обслуживания, а командир батальона майор ТИМОФЕЕВ для охраны груза оставил красноармейцев Капегина и Ткинбаева, не заботясь о грузе и питании красноармейцев, отнесся беспечно к государственному имуществу, оставив его на станции, в результате часть имущества во время бомбёжки сгорела и разрушена, а комендант станции не добился разгрузки ненужного имущества на станции.
Эвако-госпиталь №4853 и эвако-пункт Западного фронта к 5 октября с.г. подвезли медико-санитарное имущество на ст., причем часть имущества ещё была на подвозе, сосредоточив до двух эшелонов медико-санитарного имущества на ст. без погрузки и не отправили его своевременно.
Начальник госпиталя майор МЦЕНСКИЙ рассчитывал ещё один день потратить на подвоз груза на станцию, мотивируя все это недостаточностью транспорта и даже не задумываясь о том, что упакованное имущество, находящееся длительное время на станции, могло подвергнуться опасности уничтожения, что и оказалось 7.10.43 г.
33-й отдельный армейский трофейный батальон Западного Фронта 7.10.43 г. погрузку имущества начал в 8 часов утра и производил её до момента налета авиации противника, расчеты на погрузку имущества он не имел и рабочая сила не была расставлена по соответствующим грузам. Офицерский состав батальона погрузкой не руководил, а командир батальона майор МАКУШИН большую часть времени погрузки провёл в городе, вследствие чего погрузка происходила полсуток и не была закончена, а эшелон имущества простаивал на станции и в результате налета авиации противника целиком сгорел.
Станция ВЯЗЬМА, являясь главным ж.д. узлом Западного фронта, от местного населения не очищена, воинская рамка не оцеплена и не охраняется, куда проникают гражданские лица, а во время налета авиации противника, население пользовалось случаем и имущество расхищало, загребая муку, овес, захватывая консервы, мясо и другие продукты, вещевое имущество.
Докладываю, что не исключена возможность похищения боеприпасов.
Служба ВНОС ПВО на ст. и в городе ВЯЗЬМА общим командованием не объединены. Комендант станции подполковник ШЕРЕНЕВ лично не знает командование зенитчиков и командиров службы ВНОС и вызова огня артиллерии по вражеским самолетам 7.10.43 г. не сделал, считая, что это дело зенитных средств и службы ВНОС.
Начальник гарнизона г.ВЯЗЬМА подполковник МОТОВИЛОВ не знает, что подчинено коменданту станции и средств ПВО и ВНОС, зная лишь свои средства и службой их не руководит, а расположение складов и воинских частей в окрестностях ст.ВЯЗЬМА происходит без должного руководства Начальника гарнизона.
1734 автомобильный склад Запфронта расположен вблизи ст.ВЯЗЬМА в районе бывшей Льнофабрики и совершенно не замаскирован, на открытой местности на виду у всех лежат большие штабеля ящиков, ничем не покрытые, личного состава палатки и мастерские не замаскированы.
ВЫВОДЫ
Основными виновниками чрезвычайного происшествия на ст.ВЯЗЬМА, безнаказанного налета авиации противника, которым уничтожено государственное имущество, являются:
- Начальник ВОСО Запфронта генерал-майор технических войск ДОБРЯКОВ, допустивший бесконтрольность работы ж.д. узла ст.ВЯЗЬМА.
- Комендант станции подполковник ШЕРЕНЕВ, Начальник ст. ДИКИЙ, не принявший мер к рассредоточению транспортов.
- Зам. Начальника военных сообщений Западного фронта подполковник МОЛДАВАНОВ, допустивший несвоевременную готовность путей, преждевременно доложив о готовности и все вышеперечисленные персонально в докладе командиры частей, зенитчики ПВО и ВНОС.
- Систему ПВО, службу ВНОС со всеми средствами зенитной артиллерии, связи и средств авиации, прикрывающей узел ж.д. ст.ВЯЗЬМА и г.ВЯЗЬМА объединить под общим командованием.
- В систему ПВО необходимо ввести прожектора, увязав их действие с истребителями.
- Несмотря на работу с 8.10.43 г. в районе ВЯЗЬМА ответных представителей различных учреждений Западного фронта, органы ПВО и ВНОС до до 11.10.43 не были в этом районе налажены.
Офицер ГШКА
ПОДПОЛКОВНИК НЕКРАСОВ
Источник документа: https://pamyat-naroda.ru/documents/
Вид вокзала станции Вязьма до войны.