Документы и рассказы об оккупации Смоленщины

В войне побеждает не тот, кто прав, а тот, кто остался в живых. (Бертран Рассел)

Вокзал станции Вязьма во время немецкой оккупации.

Бомбёжка Вязьмы 1943

Н.К.О.,
Офицер ГШКА
Подполк. Некрасов

13 октября 1943 г.

Штаб ЗАПФРОНТА

Старшему офицеру Генерального Штаба Красной Армии при Штабе Запфронта
Генерал-Майору т.Гарнич

ДОКЛАД

о чрезвычайном происшествии на ст.ВЯЗЬМА 7-8 октября 1943 г.

1.      7.10.43 на ст.ВЯЗЬМА скопилось четыре груженых воинских эшелона, которые в 20.20 7.10.43 противник бомбил внезапным налетом 8 самолетов и при повторном налете в 00.10 8.10.43 – 3 самолетами.

 

2.      В течение светлого времени 7.10.43 на высоте 7000-8000 мт. пролетали одновременно два немецких самолета в районе ВЯЗЬМА, предположительно, разведывательные, в 20 часу в воздухе находились самолеты нашей авиации и, видимо, в это же время появились самолеты противника, следовавшие в район ВЯЗЬМА.

 

Документ ЦАМО

Наблюдением на постах 71 отд. батальона и 10 роты ВНОС, которыми командует майор Соловьев, капитан Багровский и капитан Патеруг, определили наличие самолетов в воздухе только нашей авиации и, не доложив о появлении самолетов противника, в результате, 8 самолетов противника начали бомбить в 20.20 ст.ВЯЗЬМА, без своевременного обстрела их нашими зенитными средствами. Обстрел зенитчики начали лишь после того, когда немецкие самолеты сбросили бомбы на ст.Вязьма и пошли на следующий заход. Первая серия бомб попала в цистерны с горючим, стоящим на ст.Вязьма, цистерны взрывались – горел бензин, а от взрыва и горения бензина загорелись стоящие рядом вагоны с боеприпасами и продовольствием; возникли взрывы снарядов на станции; люди, находящиеся на станции и в вагонах в панике разбегались в разные стороны.

Работники З.К.У. и железнодорожники ст.Вязьма растерялись и меры к выводу уцелевших вагонов сразу не приняли, а приступили к ним лишь через час после начала возникновения взрывов и пожара, этим допустили разрушение поездов, несвоевременно поданы паровозы и произведена отцепка уцелевших вагонов.

3.      Головные участки пути Западного Фронта оказались:

а) забиты воинскими эшелонами и многие эшелоны не разгружались , простаивали на путях при подходе к армейским базам, ожидая новых распоряжений для передислокации баз.

б) Восстановление путей, разрушенных противником, по плану не выполнялось, а Зам. Начальника военных сообщений Запфронта полковник МОЛДОВАНОВ доносил о готовности путей в то время, когда некоторые из них ещё не были готовы.

Начальник ВОСО Запфронта генерал-майор технических войск т.ДОБРЯКОВ планировал транспорт на загрузку путей, доверяя докладам МОЛДОВАНОВА, не проверив фактическую готовность путей на прием транспортов. В результате чего  7.10.43 г. первоочередные эшелоны с боеприпасами и горючим ДОБРЯКОВ приказал принять на ст.ВЯЗЬМА, не зная о возможности продвижения их на головные армейские ж.д. участки. Комендант ж.д. участка ст.ВЯЗЬМА подполковник ШЕРЕНЕВ, его заместитель капитан СТРУКОВ и Начальник ст.ВЯЗЬМА ДИКИЙ, все эшелоны приняли на станции, загрузив пути и меры к продвижению и рассредоточению эшелонов не приняли, хотя имели возможность некоторые эшелоны отвезти на запасные пути, в частности Новоторжской и Вязмы-Киевской. Не обращая внимание на разведывательные полеты противника днем 7.10.43, они в силу этого самоуспокоились, не приняли мер по разгрузке путей узловой станции, ограничиваясь докладами зам.начальника продвижения войск полковнику ПОВОЛОЦКОМУ, Нач. ВОСО Запфронта генерал-майору ДОБРЯКОВУ, а последние также ограничились принятием докладов к сведению, не проявив никакого предвидения о возможности действий авиации противника.

4.      На станции с 28 июля находилось имущество 157 батальона аэродромного обслуживания, а командир батальона майор ТИМОФЕЕВ для охраны груза оставил красноармейцев Капегина и Ткинбаева, не заботясь о грузе и питании красноармейцев, отнесся беспечно к государственному имуществу, оставив его на станции, в результате часть имущества во время бомбёжки сгорела и разрушена, а комендант станции не добился разгрузки ненужного имущества на станции.

Эвако-госпиталь №4853 и эвако-пункт Западного фронта к 5 октября с.г. подвезли медико-санитарное имущество на ст., причем часть имущества ещё была на подвозе, сосредоточив до двух эшелонов медико-санитарного имущества на ст. без погрузки и не отправили его своевременно.

Начальник госпиталя майор МЦЕНСКИЙ рассчитывал ещё один день потратить на подвоз груза на станцию, мотивируя все это недостаточностью транспорта и даже не задумываясь о том, что упакованное имущество, находящееся длительное время на станции, могло подвергнуться опасности уничтожения, что и оказалось 7.10.43 г.

33-й отдельный армейский трофейный батальон Западного Фронта 7.10.43 г. погрузку имущества начал в 8 часов утра и производил её до момента налета авиации противника, расчеты на погрузку имущества он не имел и рабочая сила не была расставлена по соответствующим грузам. Офицерский состав батальона погрузкой не руководил, а командир батальона майор МАКУШИН большую часть времени погрузки провёл в городе, вследствие чего погрузка происходила полсуток и не была закончена, а эшелон имущества простаивал на станции и в результате налета авиации противника целиком сгорел.

Станция ВЯЗЬМА, являясь главным ж.д. узлом Западного фронта, от местного населения не очищена, воинская рамка не оцеплена и не охраняется, куда проникают гражданские лица, а во время налета авиации противника, население пользовалось случаем и имущество расхищало, загребая муку, овес, захватывая консервы, мясо и другие продукты, вещевое имущество.

Докладываю, что не исключена возможность похищения боеприпасов.

Служба ВНОС ПВО на ст. и в городе ВЯЗЬМА общим командованием не объединены. Комендант станции подполковник ШЕРЕНЕВ лично не знает командование зенитчиков и командиров службы ВНОС и вызова огня артиллерии по вражеским самолетам 7.10.43 г. не сделал, считая, что это дело зенитных средств и службы ВНОС.

Начальник гарнизона г.ВЯЗЬМА подполковник МОТОВИЛОВ не знает, что подчинено коменданту станции и средств ПВО и ВНОС, зная лишь свои средства и службой их не руководит, а расположение складов и воинских частей в окрестностях ст.ВЯЗЬМА происходит без должного руководства Начальника гарнизона.

1734 автомобильный склад Запфронта расположен вблизи ст.ВЯЗЬМА в районе бывшей Льнофабрики и совершенно не замаскирован, на открытой местности на виду у всех лежат большие штабеля ящиков, ничем не покрытые, личного состава палатки и мастерские не замаскированы.

ВЫВОДЫ

Основными виновниками чрезвычайного происшествия на ст.ВЯЗЬМА, безнаказанного налета авиации противника, которым уничтожено государственное имущество, являются:

  1. Начальник ВОСО Запфронта генерал-майор технических войск ДОБРЯКОВ, допустивший бесконтрольность работы ж.д. узла ст.ВЯЗЬМА.
  2. Комендант станции подполковник ШЕРЕНЕВ, Начальник ст. ДИКИЙ, не принявший мер к рассредоточению транспортов.
  3. Зам. Начальника военных сообщений Западного фронта подполковник МОЛДАВАНОВ, допустивший несвоевременную готовность путей, преждевременно доложив о готовности и все вышеперечисленные персонально в докладе командиры частей, зенитчики ПВО и ВНОС.
  4. Систему ПВО, службу ВНОС со всеми средствами зенитной артиллерии, связи и средств авиации, прикрывающей узел ж.д. ст.ВЯЗЬМА и г.ВЯЗЬМА объединить под общим командованием.
  5. В систему ПВО необходимо ввести прожектора, увязав их действие с истребителями.
  6. Несмотря на работу с 8.10.43 г. в районе ВЯЗЬМА ответных представителей различных учреждений Западного фронта, органы ПВО и ВНОС до до 11.10.43 не были в этом районе налажены.

 

Офицер ГШКА

 

ПОДПОЛКОВНИК НЕКРАСОВ

Источник документа: https://pamyat-naroda.ru/documents/

 

Вязьма

Вид вокзала станции Вязьма до войны.

 

 

Актуальное

 

Изучая историю, мы не только открываем для себя, что с нами было, но и узнаём, что с нами будет.

Контакты

 Адрес: посёлок Алферово Смоленская область, Сафоновский р-н

e-mail: villsmol2019@alferovo.ru