Шорин Ю. Из истории сёл сафоновской земли.
Журнал «Край Смоленский» №12, декабрь 2014 года
Село Бессоново получило свое название от имени владельца поместья конца XVI века Бессона Максимова сына Рагозина. Предположительно, первоначально этот населенный пункт назывался сельцом Родивоново, или Радионовском на речке Дыме. По писцовой книге Вяземского уезда 1594/1595 г. оно находилось в Гжельском стане и помимо Бессона Максимовича Рагозина принадлежало также Ивану Леонтьевичу Рагозину-Озерову, а ранее было у Поспела Семеновича Якушкина. В сельце находился двор помещика и пять людских дворов (1).
По переписной книге 1677/1678 г., сельцом Родионовское на речке Дыме владел Леонтий Федоров сын Гринев (2).
Впервые название Бессоново встречается в документе 1746 г. В нем оно значится сельцом в обширном поместье Гриневых. Первоначально оно принадлежало Евтифею Леонтьевичу Гриневу, затем перешло к его родственнику Федору Григорьевичу Гриневу, а от него в 1746 г. к двум сыновьям – Ивану и Петру Федоровичам Гриневым (3).
Согласно описанию 1774 года, «села Знаменского-Бессонова тож церковь одна, деревянного здания, двухпрестольная, из коих настоящий престол во имя Знамения Пресвятые Богородицы еще не освящена; придельная церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла освящена. Оная церковь построена при реке Дыме в 1773 году того села вотчинником коллежским асессором Петром Феодоровым сыном Гриневым. Около оной церкви ограды не имеется». В Бессоновском приходе было 143 двора (5).
По Генеральному межеванию 1776-1779 гг., село Знаменское с деревнями принадлежало Петру Федоровичу Гриневу. В 1799 г. поместье значилось уже за его сыном – секунд-майором Семеном Петровичем Гриневым (в 1798 г. вышел в отставку). В селе было четыре двора, в которых жило 17 мужчин и 15 женщин; деревянная церковь на каменном фундаменте во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Первоверховных апостолов Петра и Павла; деревянные господский дом и усадебные строения, мучная мельница, винный завод (4).
После введения волостного деления уездов со второй половины XIX века село располагалось в Морозовской волости Вяземского уезда.
В 1856 году Бессоново, а также шесть других сел и деревень, составлявших одно обширное имение (384 души мужского пола) помещика Телепнева, назначено было Московским опекунским советом к публичной продаже за неуплату долгов. Узнав об этом, крестьяне обратились к царю с просьбой разрешить им уплатить выкупную сумму и перейти в казенное ведомство. Ходивший в Петербург с прошением крестьянин Илья Павлов распространил слух, будто с мая все крепостные люди будут вольными и что его товарищ Селиван Ермолаев несет царское повеление о вольности.
В действительности же Селиван Ермолаев был арестован при попытке передать прошение императору и 21 января 1857 г. отправлен по этапу на родину с объявлением крестьянам, что прошение их «оставлено без уважения» и чтобы они не осмеливались больше утруждать «своими домогательствами» его императорское величество. Но так как для пересылки арестанта по этапу потребовалось время и крестьяне не знали действительного положения, слухи, распространенные Ильей Павловым, приняты были на веру. И когда вскоре имение все же было продано, крестьяне решительно отказались от повиновения новому помещику. 31 марта восставшие собрались в церкви села Бессонова и, дав новую клятву стоять на своем, обратились к попу Андрею Попову с просьбой отслужить молебен об успехе их дела. Эта просьба была удовлетворена, и восставшие еще больше утвердились в мысли неповиновения помещику и местным властям. Лишь присылка двух рот Могилевского пехотного полка и массовая экзекуция крестьян остановили волнение. Крестьяне были поодиночке перевязаны, «ибо ни один из них добровольно не давался», и 116 человек были подвергнуты телесным наказаниям. Войска были оставлены в бессоновских деревнях на постой до конца июня (5).
В 1857 г. Бессоновское имение было куплено с публичных торгов Дмитрием Александровичем Путятой (1817-1908), который создал здесь образцовое животноводческое хозяйство, получившее всероссийскую известность. Д.А. Путята добился резкого повышения продуктивности местного молочного скота, выведя, по существу, новую породу скота, не прибегая к покупке иностранных производителей. Этих успехов он добился благодаря хорошей селекционной работе, а также организации правильного кормления скота и продуманного ухода за ним.
Уже на первой Всероссийской выставке крупного рогатого скота в 1869 г. Путята получил за корову Перешиху золотую медаль, на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. – золотую медаль за корову Иглу. На выставке племенного скота, организованной в 1885 г. Московским комитетом скотоводства, ему вручили уже пять медалей, в том числе две золотые и две серебряные (6).
В 1889 г. Д.А. Путята продал имение Бессоново другому выдающемуся сельскому хозяину – Василию Арсеньевичу Дрызлову (1846-1916), предварительно проведя испытание его способностей к хозяйству. Дрызлов продолжил работу по укреплению и развитию образцового хозяйства в Бессоновском имении, сведения о котором попали во многие справочные издания тех лет.
6 ноября 1894 г. по инициативе В.А. Дрызлова в Бессонове Министерством земледелия и государственных имуществ была учреждена школа сыроварения, маслоделия и скотоводства 2-го разряда. Она содержалась на выдаваемые ее попечителю В.А. Дрызлову средства Департамента земледелия, а также на личные средства Василия Арсеньевича (подробнее о В.А. Дрызлове и Бессоновской школе сыроварения, маслоделия и скотоводства можно прочитать в статьях Ю. Петровой в данном номере журнала).
По списку населенных мест 1904 г., в селе Бессонове было 7 дворов с 9 мужчинами и 15 женщинами. Здесь действовали церковно-приходская школа и школа грамоты. 29 июня проходила Петропавловская ярмарка. Во владельческой усадьбе при селе насчитывалось 8 дворов с 7 мужчинами и 31 женщиной, работали винокуренный и сыроваренный заводы, водяная мельница и мелочная лавка (7).
В ноябре 1921 г. в Бессонове по инициативе секретаря Вяземского уездного комитета ВКП(б) Д.С. Бейки на базе образцового хозяйства была организована латышская коммуна «Сарканайс стрелниекс» («Красный стрелок»). Первоначально в ней насчитывалось 16 человек из числа демобилизованных красноармейцев и политэмигрантов-латышей. На 20 мая 1930 г. в коммуне числилось 123 человека. Из них трудоспособных мужчин – 51, женщин – 35. По национальности – 67 латышей и 56 русских. Главным источником дохода коммуны являлось молочное хозяйство, таким образом, традиции Д.А. Путяты и В.А. Дрызлова были продолжены в Бессонове и в первые годы советской власти. За хорошее ведение хозяйства коммуне присуждалась премия в 300 руб. на Всесоюзном конкурсе-выставке. Кроме того, на всех окружных и районных выставках коммуна ежегодно получала премии за скотоводство и полеводство. Коммуной были оборудованы две мельницы и лесопильный завод. На 15 июня 1930 г. в коммуне насчитывалось 22 лошади, 75 коров, 51 овца и 87 свиней. Земли – 605, 41 га, из них пашни 248 га, лугов 80 га, посева 223 га. Имелись три трактора, молотилка комбинированная, три сортировки, 7 веялок, 4 косилки, 3 жнейки, 4 окучника. Все трудоспособные члены коммуны были разбиты на бригады (8).
Для вступления в коммуну требовалось внести вступительный пай: 25 руб. – вступительный взнос и 100 руб. – паевой. В 1929 г. на 150 заявлений о вступлении в коммуну последовал отказ как «за неимением должностей». В 1929 г. из коммуны вышло 17 хозяйств. За первое полугодие 1930 г. было принято 16 хозяйств. Можно сказать, что в Бессоновской коммуне был достаточно жесткий отбор членов, главными критериями которого были трудолюбие и хозяйственность.
В коммуне работала общая кухня, хорошо оборудованная баня, с 1922 г. имелось электрическое освещение. Для детей были организованы детплощадка и ясли, введено особое питание. Имелся свой клуб с читальней (выписывалось 50 экземпляров газет и 30 экземпляров журналов), был установлен громкоговоритель (9). При клубе работали кружки художественной самодеятельности – танцевальный, драматический, хоровой. В 1923 г. Бессоновский клуб (назывался Домом крестьянина) занял первое место среди деревенских учреждений культуры Советской России (10).
В период коллективизации коммуна в Бессонове была ликвидирована. На 1936 г. здесь уже значится латышский колхоз «Красный стрелок» (11). В период массовых политических репрессий многие латыши из Бессонова были репрессированы как враги народа.
Знаменская церковь была закрыта в 1935 г. и переоборудована под школу-семилетку (12). Церковное здание сгорело в годы Великой Отечественной войны, по воспоминаниям старожилов в 1942 г., руины разобраны. От дворянской усадьбы сохранился заросший липовый парк, озеро, остатки фундаментов старинных зданий (13).
Источники: 1) Писцовые книги Московского государства. Ч. 2. Изд. имп. Русского географического об-ва под ред. Н.В. Калачова. СПб., 1877. С. 679, 695. 2) 1) РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 10818. Л. 276. 3) РГАДА. Ф. 1209. Оп. 164. Отказные книги по Вяземскому уезду. Л. 353-353 об. 4) РГАДА. Ф. 1355. Ед. хр. 1453. Л. 83 об. – 84. 5) Рябков Г.Т. Крестьянское движение в Смоленской губернии в период разложения крепостничества. Конец XVIII – первая половина XIX вв. Смоленск, 1957. С. 114-116. 6) Смоленская область. Энциклопедия. Т. 2. Смоленск, 2003. С. 26. 7) Список населенных мест Смоленской губернии. Смоленск, 1904. С. 100. 8) Коллективизация сельского хозяйства в Западном районе РСФСР (1927-1937 гг.). Сборник документов. Смоленск, 1968. С. 318-319. 9) Там же. 10) Будаев Д.И., Ильюхов А.А. История Смоленщины XIX-XX веков. Смоленск, 2002. С. 225. 11) Судьбы национальных меньшинств на Смоленщине 1918-1938 гг. Документы и материалы. Смоленск, 1994. С. 299, 312. 12) ГАСО. Ф. 2361. Оп. 1. Ед. хр. 67. Книга учета церквей по Смоленской области. Опубликована: Вестник Катынского мемориала. Выпуск 3. 2004. С. 80. 13) Чижков А.Б., Гурская Н.Г. Смоленские усадьбы. Смоленск, 2009. С. 109.