В войне побеждает не тот, кто прав, а тот, кто остался в живых.
Бертран Рассел
Чем привлекательно получение новых сведений о прошлом? Тем, что мы знаем будущее этого прошлого.
Всем теперь известно, как сложилось будущее 30-летнего красноармейца 330-го стрелкового полка Владимира Путина, который получил тяжелое осколочное ранение при наступлении под Невской Дубровкой 17 ноября 1941 г.. Это удачно сложившееся «будущее» подвигло историков установить предков Путина, происходящих из Тверского уезда, аж до 1627 года!
О судьбе другого защитника Невского Пятачка, уроженца деревни Енино, Константина Дмитриевича Казакова, который так же, как и Владимир Путин, родился в 1911-м году, удалось рассказать благодаря стараниям Игоря Рыжова.
А вот ещё одна трагическая история простого защитника Невского Пятачка, родившегося в 1911-м году. Эпоха Интернета позволила выхватить немногочисленные, но очень важные для потомков факты его биографию из тьмы забвения.
Фото в начале статьи сделано перед войной в деревне Соловьёво, что на Днепре – на Соловьевой переправе.
Соловьёва переправа на Днепре, где было сделано фото Зузанны Адамовны Белинской с детьми.
Полустёртая надпись на обороте снимка сообщает о том, что на нём запечатлены Зузанна (Сузанна) Адамовна Белинская со своими детьми: сыном от первого брака Михаилом Молотковым или его братом Петром и дочерью от второго брака Валентиной Сорокиной, которая родилась в 1920-м году. Фотография была подписана по памяти в 1985-м году внуком Зузанны Адамовны – сыном Валентины. Известно, что Зузанна Адамовна была по национальности полячкой, а внуки почему-то всегда называли только её девичью польскую фамилию. У неё было два сына: Михаил и Пётр. Они оба пропали без вести на войне.
Соловьёва переправа вошла в историю Великой Отечественной войны как «кромешный ад». В конце июля 1941-го года отступающие от Смоленска войска Красной Армии вперемешку с мирными беженцами ринулись к паромным переправам на спасительный восточный берег Днепра. Артиллерия, бомбардировщики и истребители немцев расстреливали всё живое и мертвое. Согласно скудным воспоминаниям о тех событиях, Зузанна Адамовна и её дочь успели выскочить из своей избы на берегу Днепра за секунды до того, как дом разлетелся в щепки, разнесенный немецкой бомбой. В этому году исполнится 80 лет со дня этого трагического события.
Фотография чудом сохранилась в том «кромешном аду», но память потомков не пронесла через время ни отчества, ни даты рождения, ни места и времени призыва в армию братьев Молотковых. Таким образом, не только братья «пропали без вести», но и оборвалась нить в прошлое этой семьи. Ментальная катастрофа лишила несколько поколений, рожденных в XX веке, своих корней. Предки были начисто забыты. Неполное изображение одного из братьев и трудно читаемая подпись на обороте фотографии 80 лет служили единственным свидетельством того, что эти люди действительно когда-то существовали.
Зузанна Адамовна до самой своей смерти в 1957-м году продолжала ждать сыновей, садилась у окна и смотрела на дорогу. Ей так и не суждено было узнать, как они погибли. Поколению внуков эта информация также была недоступна. И только начиная с 2006 года, когда появился Указ №37 «Вопросы увековечивания памяти погибших при защите Отечества», изданный сыном защитника Невского Пятачка красноармейца Владимира Путина, появилась возможность «установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения».
Долгое время не удавалось найти сведения о Молотковых из деревни Соловьево в обобщенном банке данных ОБД Мемориал. Правильно ли внук запомнил фамилию? Поиск осложнялся незнанием отчества и дат рождения. Логично было предположить, что братья были призваны по месту жительства их матери Кардымовским РВК в июле 1941 года. Но ни одной записи про человека с фамилией «Молотков», призванного Кардымовским РВК, база данных не содержит.
И вот наконец-то, спустя почти 80 лет, нашлись документы, рассказавшие о судьбе одного из братьев.
Согласно именному списку безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 123-й танковой бригады (за период с 10 декабря по 20 декабря 1941 года) красноармеец Молотков Пётр Тимофеевич, командир орудия, пропал без вести 7 декабря 1941 года в районе Невской Дубровки (Ленинградская обл., Всеволожский р-н). Несмотря на то, что местом призыва рядового Молоткова указан Кудряшевский РВК Смоленской области, а местом рождения – Соловский с/c Кудряшевского района, совершенно очевидно, что это тот самый Пётр Молотков, бесследно исчезнувший на войне сын Зузанны Адамовны Белинской. На это точно указывает запись в графе информации о семье пропавшего без вести красноармейца: «Сорокина Сузанна Адам.». Фамилия второго мужа Зузанны (Сузанны в документе) Адамовны была «Сорокин». Ошибки в записи названия военкомата и в указании места рождения не позволяли долгое время обнаружить эту информацию.
Итак, согласно найденному документу первого мужа Зузанны Адамовны звали Тимофей, а сын Пётр родился в 1911-м году. Т.е. он был ровесником Владимира Спиридоновича Путина, который, защищая Невский пятачок, был тяжело ранен 17 ноября 1941 года осколком в левую голень и стопу с переломом большой берцовой кости, долго лечился в госпитале, но в конечном итоге выжил на войне и даже, как всем теперь известно, успел спасти от голодной смерти свою жену. Пётр Молотков, как теперь стало понятно, был танкистом, командиром орудия. Он погиб (скорее всего, сгорел в танке и остался числиться без вести пропавшим) через две недели после того, как красноармеец Путин отправился в госпиталь.
123-я танковая бригада прибыла к Невской Дубровке 18 октября 1941-го года, совершив ночью 60-километровый марш, и сосредоточилась в лесу у озера Коркинское. 123-й танковый полк действовал в составе 8-й армии. Танки необходимо было сначала переправить через Неву на «пятачок» на левом (восточном) берегу.
Танки в районе Невской Дубровки. 1941-й год, ЦГАКФФД (источник фото https://disk.yandex.ru/a/2QiQkuQs3WBSXy/5affe2feca353cdc1529111a)
Участок местности, захваченной нашими частями и служащий плацдармом для наступления, был малых размеров: 2 – 2,5 км вдоль берега Невы и в глубину не более 1 км. Ограничивался с севера, востока и юга передним краем обороны противника, а с запада – рекой Нева. Наличие песчаных карьеров ещё больше сокращало площадь. Инженеры и понтонеры смонтировали паромы из крупных металлических контейнеров и по глубокому рву, прорытому к берегу Невы, доставили их к переправе. По этому же рву к Неве прошли и танки. Так Пётр Молотков, выросший у Соловьёвой переправы, последние полтора месяца своей жизни провёл у Невской переправы. Танки переправлялись на паромах, составленных из понтонов, под сильным миномётным, артиллерийским и даже пулемётным огнём с дальних дистанций. Понтонный батальон готовил переправу танков КВ с 17 по 23 ноября. Сложившаяся ледовая обстановка не дала возможности сразу провести переправу. Из-за неожиданного мороза паромы и пристани вмёрзли в лёд. Приходилось каждую ночь вырубать лёд для переноса пункта переправы и снова искать свободные просветы чистой воды. 23 ноября переправа всё же была скрытно организована. На этой переправе батальон переправил на пароме 23 танка КВ и 10 танков Т-34.
После переправы танки сосредотачивались прямо на берегу реки под обрывом, отсюда же и ходили в атаку, сюда же возвращались после боя. Подготовка матчасти к бою происходила в крайне тяжелых условиях. Зная точное расположение танков, противник вел сильный артиллерийский и минометный обстрел. Только 30 ноября 1941 года полк начал вести бои, главным образом мелкими подразделениями. Выход в атаку был только в одном месте, что давало возможность противнику точно знать, где будут идти танки. Имея небольшой участок местности и достаточное количество времени, противник создал укрепленную полосу с большим количеством противотанковых средств. Немецкая оборона была основана на тщательном использовании местности, с большим умением были использованы оставленные ему инженерные сооружения. Тяжелые танки встречались с противотанковыми пушками, с орудиями тяжелых образцов, установленных для стрельбы прямой наводкой, и минными полями.
В 9.30 30.11.41 г., после артиллерийской подготовки, танки впервые вышли в атаку.
При выходе танков с исходных позиций (левый берег р.Нева) противник открыл сильный дальний минометный и артиллерийский огонь. При подходе танков к опушке «Фигурной» рощи и выходе на юго-восточную окраину 1-й Городок немцы усилили противотанковый огонь и огонь полевой артиллерии прямой наводкой.
В результате атаки к 14.40 танки вышли к опушке «Фигурная» роща и остановились перед минным полем. Положение было следующее: первая рота подорвалась на минном поле перед «Фигурной» рощей, вторая рота вела бой на юго-восточной окраине 1-ый Городок, третья рота огнем и маневром своих танков поддерживала 1-ю роту.
Невский пятачок
В 20.00 30.11.41 г. батальон производил ремонт и эвакуацию танков с поля боя. Было эвакуировано 11 танков, исправным из которых был только один.
На поле боя осталось 9 танков.
Всего танки участвовали в 4-х атаках: 30.11.41 г. (батальон в полном составе), 3.12.41 г. (участвовало всего 2 танка КВ-1), 6.12.41 г. (участвовало 5 КВ-1, 1 Т-34 и 2 Т-26) и 8.12.41 г. (участвовало 3 КВ-1, 1 Т-34 и 2 Т-26). В итоге боёв было потеряно 35 танков. Из них 4 танка сгорело от арт.огня, 29 подбито арт.огнём, 2 было утоплено в реке.
К пропавшим без вести 7 декабря, как и Пётр Молотков, были причислены всего 3 командира танка: младший лейтенант Аксёнов Михаил Моисеевич 1913 г.р., младший лейтенант Кивчило Степан Михайлович 1911 г.р. и младший лейтенант Смирнов Иван Михайлович 1913 г.р.. Можно предположить, что Пётр Молотков находился в одном из трёх танков, оставшихся на поле боя: КВ-1 №5202 (командир танка мл.лейтенант Смирнов, мех.водитель Байбак: машина сгорела на нашей территории, экипаж пропал без вести), КВ-1 №5212 (командир танка мл.лейтенант Кивчило, мех.водитель Сорокин: машина и экипаж пропали без вести) или в танке Аксёнова (о нём не удалось найти более детальных сведений).
Подводя итоги операции, командование признало, что "танки в бою действовали решительно и смело. Не было случаев трусости. Если и были уклонения от боевого курса, но не вследствие желания избежать боя, а вследствие плохой ориентировки".
По заключению командования 123 ОТБр танковая операция в районе Невской Дубровки положительных результатов не дала, тогда как по сложности, а вместе с тем и трудности её выполнения она не имела себе равных.
Журналисты спрашивали Путина: «Вам не кажется, что за этот клочок земли заплатили слишком большую цену?». И получили такой ответ:
«Я думаю, что на войне всегда бывает много ошибок. Это неизбежно. Но если ты воюешь и думаешь о том, что вокруг тебя все ошибаются, никогда не победишь. Нужно прагматично к этому относиться. И надо думать о победе. Они тогда думали о победе».
Нам уже никогда не узнать, о чём думал Пётр Тимофеевич Молотков на войне. Размер пятачка оказался достаточным для того, что потеряться на нём навсегда. Командир орудия Пётр Молотков и его сослуживцы навсегда остались числится без вести пропавшими на маленьком Невском Пятачке. Если у сержанта Константина Казакова из деревни Енино оказалось две могилы, то у его ровесника Петра Молоткова – ни одной. На войне и погибнуть надо было уметь. Его мать Зузанна Адамовна Белинская не получила на сына не только ни одной похоронки, но даже извещения о том, что он пропал без вести. Её адрес был указан неправильно в штабных документах, а дом по этому адресу на Соловьёвой переправе был уничтожен немцами ещё до того, как смоленские мужики прибыли на фронт защищать Ленинград.
«Жизнь такая простая штука и жестокая», — делает вывод Путин.
В музее Невского пятачка
Имя Молоткова Петра Тимофеевича увековечено у монумента «Часовня» на Невском Пятачке. Каждый, кто не вернулся с фронта, достоин если не могилы, то хотя бы строчки на обелиске. Или странички в Интернете.
Профессиональные историки настаивают, что только документы являются достоверным источником для изучения прошлого. Человеческая память не считается надёжным хранителем информации. На практике же выясняется, что только человеческая память обладает способностью нести информацию через 100 лет ментальной катастрофы. Не стоит пренебрегать этим уникальным даром.
ИСТОЧНИКИ:
- Группа в ВК "Невский Пятачок" https://vk.com/nevskiy_pyatachok_1941_1943;
- Документальная повесть "Юшут зовёт", Н.С. Семёнов, 1978 г.
- Сайт Невская Дубровка Музей "Невский Пятачок" http://www.npmuzei.org
- Фото «Невский Пятачок» (1941-1944) https://disk.yandex.ru/a/2QiQkuQs3WBSXy